Город Стародуб входит в десятку древнейших городов Российской Федерации. Первые упоминание города в Лаврентьевском летописном своде относится к последним десятилетиям 11 века и связано с деятельностью великого князя киевского Владимира Мономаха1. И уже в этих сведениях Стародуб выглядит как вполне уже сформировавшийся город-крепость, способный выдержать более чем месячную осаду объединенных сил самых сильных в то время на Руси дружин – киевской и переяславской.
Однако, долгое время в исторической науке оставался не выясненным целый ряд вопросов, связанных с выяснением не только времени и обстоятельств фактического основания Стародуба, но, даже и месторасположения первоначального города2. Только в результате систематических археологических исследований на территории самого Стародуба, проведенных в 1980-х гг. под руководством д.и.н. БГУ Е.А.Шинакова и зав. отделом археологии БГОКМ Н.Е.Ющенко, удалось доказать, что Стародуб был основан на территории современного города, в урочище Солдатская Гора. При археологических раскопках удалось также обнаружить, что материалы и культурный слой середины 10 века распространены на площади более 23 гектаров3. Причем, во всех раскопах (а их суммарная площадь составила свыше 700 м2) было отмечено наличие только культурного слоя, относящегося к древнерусской археологической культуре при полном отсутствии даже следов роменского слоя (слоя, содержащего находки славянского – дорусского, племенного времени).
Сопоставление письменных (в первую очередь – летописных) источников, касающихся начальной истории Русского государства и результатов археологических исследований Стародуба и Среднего Подесенья в целом, позволило вполне логично связать историю зарождения Русского государства с историей возникновения города Стародуба, найти ему место в тех исторических процессах, которые происходили в конце 9 – 11 вв. в Среднем Поднепровье.
Возникновение Русского государства – Русской земли и основание города Стародуба.
Однако сбор дани в те времена имел свои особенности. Они заключались в том, что не подданные племена доставляли собранную дань в Киев, а сам киевский князь лично во главе своей дружины осенью, когда уже был собран урожай и начинался сезон охоты на пушного зверя, отправлялся в поход за данью. Этот способ сбора дани назывался «полюдье».
Таким образом, вскоре после похода на радимичей, поздней осенью 885 или 886 года, Олег во главе дружины должен был отправиться в первое «полюдье» — собирать дань с покоренных племен. Маршрут полюдья начинался в Киеве и шел на север вдоль Днепра до Смоленска. Затем, дружина должна была перейти через водораздел в верховья Десны и спуститься вдоль реки на юг до современного села Хотылево. С этого места маршрут полюдья, для того, чтобы исключить движения дружины по густо населенным племенным территориям, переходил на верховья Судости, вдоль которой княжеской дружине нужно было пройти до устья правого притока Судости – реки Вабли. Далее, дружина должна была идти вдоль Вабли и ее притока речки Бабинец на восток до современной деревни Мытничи, после чего, маршрут полюдья пересекал водораздел до речки Титвы и поворачивал на юг, проходя по правому берегу Титвы, а затем и реки Снови до впадения ее в Десну. К этому времени уже начиналась весна, лед на реках вскрывался и княжеская дружина на ладьях-моноксилах (однодревках), нагруженная собранной по пути данью, по Десне возвращалась в Киев. На прохождение всего маршрута уходило около 6 месяцев – с ноября по апрель. Во время полюдья, князю и его дружинникам приходилось передвигаться по лесным тропам, преодолевать снежные заносы, противостоять морозам. Для того, чтобы это путешествие, проходившее в таких сложных условиях, оказалось успешным, по пути следования дружины были киевский князь Олег устраивал пункты для ночевки и обогрева дружинников – так называемые становища. Расстояния между становищами не превышали дневного пешего перехода. Некоторые из таких становищ становились погостами, то есть местами куда вожди и старейшины местных племен перед прибытием киевской дружины свозили свою часть дани. Как правило, вокруг этих становищ и погостов возводились примитивные укрепления, на случай нападения воинственных славянских ватаг. Хотя нужда в этих становищах и погостах появлялась только раз в году, по-видимому, в остальное время там кто-то должен был поддерживать порядок и следить за их состоянием. Наиболее вероятно, что это поручалось представителям обитавших в относительной близости славянских племен.
Одновременно с этим, между зимними княжескими вояжами за данью, великий киевский князь Олег много времени уделял формированию территории своих владений. Под контроль киевского князя, в первую очередь, вошла территория, занимаемая племенным объединением полян и расположенная, преимущественно, на правом берегу Днепра вокруг Киева. Вскоре, были подчинены и западные северяне, обитавшие на левом берегу Днепра вдоль нижнего течения Десны в отрыве от основной территории северянского племеннного союза. Затем, киевским князем Олегом была освоена и присоединена к своим владениям узкая полоса вдоль рек Снов, Бабинец и Вабля (до ее нижнего течения). В связи с этим, некоторые становища и погосты, расположенные вдоль этой полосы превращались в небольшие крепостицы и городки, ставшие опорными пунктами зарождавшегося Русского государства. В дальнейшем, в летописных сводах эта, подвластная Олегу территория, стала называться Русской землей.
В настоящее время, когда основная часть древней Русской земли находится в пределах независимой Украины, Стародубу выпала доля остаться единственным городом в Российской Федерации, сохраняющим историческую и территориальную связь современной России с ее колыбелью – Русской землей.